14:26
К 95-летию образования Задонского района. Имена в истории Задонского края. Дельвиг Андрей Иванович

Барон Андрей Иванович Дельвиг – выдающийся инженер Российской империи, под началом которого воплощались в жизнь многие масштабные проекты ХIХ века – первые в России шоссейные и железные дороги, каналы, мосты, важные городские постройки.

Родился 13 марта по старому стилю (25 марта по новому стилю) 1813 года в имении Студенец Задонского уезда Воронежской губернии , принадлежавшем его деду по матери, князю А. А. Волконскому, в честь которого Дельвиг получил имя Андрей.

Отец Андрея Ивановича - Рейнгольд Иоганнович Дельвиг – отставной майор, тяжело раненный в войне с Наполеоном, не смог продолжить военную службу, получил должность смотрителя судоходства в Моршанске, немного поработав, вышел в отставку и умер в 1815 году. Барон - невысокий дворянский титул в России носили потомки немцев. Мать, Александра Андреевна, оставшись в 26 лет вдовой с 4 детьми и минимальным доходом, приняла приглашение своего брата жить у него в Студенце. Там она посвятила себя воспитанию и образованию детей.

О детстве А. И. Дельвига известно немного. Александра Андреевна сама начала учить своих детей, когда им было 3 - 4 года. По словам Андрея Ивановича, они "вели в деревне жизнь очень тихую, учили нас целый день, строго и требовательно. Я уже и не помню себя не знающим арифметики. Мы много знали стихов, басен и почти всего "Дмитрия Донского" Озерова".

В 1821 году Александре Андреевне удалось устроить сына в частную школу княгини Лопухиной в Москве на полный пансион. Замечательным свидетельством того духа, в котором воспитывали отпрысков русских дворянских родов в начале XIX века служат слова самого А. И. Дельвига: "От нас требовали полного уважения к родным и вообще к старшим. Царь был для нас вполне священным лицом. Малейшие суждения о религиозных предметах, о царской фамилии, о старших отнюдь не допускались. Россию представляли нам первою державой; веру нашу религией выше всех прочих; русский народ - наилучшим народом. В нашей истории всё прошедшее было торжественно; одна наша земля производила святых; у нас героев всякого рода было множество; цари были благодетели, Пётр Великий - герой-преобразователь; Ломоносов - герой-ученый; Суворов - герой-полководец.

Эти идеи после 1812 года приняли еще большее развитие. Способствовало этому издание истории Карамзина". В октябре 1826 года будущий студент переезжает в Петербург. По его собственному признанию, главным в его жизни в этот период становится отнюдь не учёба в училище, а сближение с семьёй двоюродного брата Антона Дельвига. Юноша все выходные и праздничные дни проводил у брата, участвовал в поэтических вечерах. "В его доме, - вспоминал Андрей Иванович, - открылся для меня новый мир, о котором я и не думал и не гадал, и я к этому миру привязался всей душой".

В гостеприимном доме Антона Антоновича каждую среду и пятницу устраивались литературные вечера, на которых Андрей Иванович имел возможность познакомиться с П. А. Плетнёвым, О. М. Сомовым, Ф. Б. Булгариным, Н. И. Гречем. Общение с ними производило на молодого студента огромное впечатление. Андрей Иванович был свидетелем отношений А. А. Дельвига с А. С. Пушкиным в этот период. Дельвиг в 16 лет, как отличник военно-строительного училища, без экзаменов поступил сразу на третий курс института корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. Преподавали там Михаил Остроградский, Матвей Волков, Павел Мельников, Станислав Кербедз - весь цвет русской инженерной науки ХIХ века.

В 1832 году окончил Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения. После производства в офицеры будущий великий инженер приезжает для работы в Москву.

Первой инженерной практикой в 1831 году для Дельвига стали изыскания шоссейной дороги от Москвы до Бреста. На следующий год Дельвиг был назначен руководить реконструкцией водопровода в Москве, который почти не работал. Начинающий инженер составил план полного обновления водопровода с использованием паровых машин и быстро воплотил его в жизнь. Став нижегородским помещиком, Дельвиг искренне хотел сделать жизнь крепостных в своих деревнях достойней. За 11 лет работы в своей должности Андрей Дельвиг участвовал в строительстве и приемке 32 железных дорог общей протяженностью около 12 тыс. верст. Он во всем стремился к порядку и на всех дорогах желал видеть понятные, управляемые по вертикали структуры, чтобы люди отвечали за свой круг обязанностей, а не за все сразу и ни за что в итоге. Именно по его инициативе на магистралях родилась система служб, которая существует до наших дней и понятна каждому железнодорожнику: П – путь, В – вагоны, Т – тяга, Л – люди, пассажиры, Д – движение…

В 1871 году Дельвиг уволился со службы по состоянию здоровья. Он был уже немолод, и позади были десятилетия кочевой жизни инженера пути. Но Дельвиг оставался председателем Съезда главных деятелей по машиностроению. По его инициативе на благотворительные взносы от частных железных дорог создавалась система школ для транспортников и их детей. Она просуществовала до 1990-х годов.

Дельвиг умер 20 января 1887 года от воспаления легких. Весть о безвременной кончине барона Дельвига опечалила его друзей и знакомых по всей России. В «Московских ведомостях» об инженере-генерале был напечатан большой некролог. Похоронен Андрей Иванович рядом с супругой Эмилией Николаевной на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

Просмотров: 72 | Добавил: muzeizad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0